19 марта 17:05Москва, GMT+3

Документальное кино

 

51:55

"О любви, компромиссах и предчувствиях". Документальный фильм к 90-летию Александра Митты

«Выдающийся кинорежиссер, строгий воспитатель, озорной выдумщик» — с такой формулировкой всеми любимого Александра Наумовича Митту награждали призом «За вклад в кинематограф». «Неисправимый оптимист», как он сам себя называет, автор буквально взорвавшего киноэкраны страны «Экипажа». За его плечами популярные киноленты и сериалы, навсегда вошедшие в историю отечественного кино: «Друг мой, Колька!», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Звонят, откройте дверь», «Москва, любовь моя», «Граница. Таежный роман». В документальном фильме Александр Наумович рассказывает, как проходили съемки «Экипажа», почему отказался сниматься в «Экипаже» Олег Даль, как взрывались и горели настоящие самолеты в Домодедове, как его обвинили в съемках слишком откровенных сцен, как он получал добро на фильм от министра транспорта и как в результате сам не попал на премьеру собственного фильма, только за первый год собравшего в кинотеатрах миллионы зрителей. С трудом режиссер говорит о своем детстве: как была арестована мама, как в годы войны маленький Саша оказался в эвакуации в детском доме, как пытался побороть сохранившийся на долгие годы страх оказаться за решеткой. Неизменно бодрый и оптимистичный Александр Наумович до сих пор еле сдерживает слезы, вспоминая подробности своего детства и юности. Митта первым в СССР решился на съемки необычайно сложной картины. И стал не только родоначальником советского фильма-катастрофы, но и автором пронзительной мелодрамы, снискавшей еще и славу первого эротического фильма в Советском Союзе. В непростые времена Митта опять решился на грандиозный проект, и на телеэкраны страны вышел один из самых знаменитых отечественных многосерийных фильмов — «Граница. Таежный роман». Этот сериал до сих пор популярен и любим зрителем. Так же, как и саундтрек к нему. Песню «Ты неси меня, река» режиссер рискнул написать сам, не будучи музыкантом. Благодаря студентам Александра Наумовича сохранился уникальный видеоматериал со съемок сериала «Граница. Таежный роман». Эти записи вы увидите в нашем фильме. «Кино — это машина по производству эмоций», — говорит режиссер. И именно этому он учит студентов в своей киношколе, учит их «манипулировать зрителем», вызывать зрительские слезы, смех и ужас и держать в напряжении от самого пролога до конца. Авторы фильма побывали на занятии в мастерской Митты. Для своих студентов Александр Наумович написал книгу, ставшую классикой режиссуры, — «Кино между адом и раем». Талантливый Митта талантлив во всем. И не только в профессиональном плане, но и в личной жизни. А личная жизнь для режиссера — это настоящая, вечная любовь. Любовь к неординарной женщине, художнице Лилии Майоровой. Энергетика и темперамент Митты помогали ему творить и преодолевать все препятствия, но уговорить жену раскрыть зрителю подробности их взаимоотношений — вот что действительно непросто! По мнению жены режиссера, счастье должно быть тихим и скрытым от посторонних глаз. Не сдающемуся ни перед какими сложностями и препятствиями Митте пришлось покорно смириться с решением женщины, о чем он нам поведал в интервью. Александр Наумович, с начала своей карьеры (в качестве художника-карикатуриста) и до сегодняшних дней, время от времени делает наброски-карикатуры, являющиеся для него своеобразным «дневником жизни». В фильме вы увидите рисунки Митты. Каждый из них — определенный момент жизни замечательного режиссера: съемки, любовь, взлеты, падения. В фильме снимались: Александр Митта, Алексей Гуськов, Евгений Митта, Лилия Майорова, Алена Долецкая, Анатолий Елисеев, Ирина Мазуркевич, Вадим Абдрашитов, ученики Митты, выпускники Высших курсов сценаристов и режиссеров. В фильме участвуют: Александр Митта — режиссер Алексей Гуськов — актер, продюсер Евгений Митта — сын Лилия Майорова — жена Галина Волчек — режиссер, актриса Алена Долецкая — журналист, друг семьи Анатолий Елисеев — актер («Гори, гори, моя звезда!») Виктор Чижиков — художник, работал с Миттой в журнале «Веселые картинки» Игорь Лемешев — художник-постановщик фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Ирина Мазуркевич — актриса Вадим Абдрашитов — режиссер Иван Ургант — телеведущий, актер Валерий Кичин — кинокритик Елизавета Лисовая — продюсер фильма Митты «Шагал-Малевич» Ученики Митты, выпускники Высших курсов сценаристов и режиссеров Авторы сценария: Дарья Пиманова и Наталья Сидорина Режиссеры: Сергей Пискунов, Иван Цыбин Продюсер: Дарья Пиманова Авторы сценария: Дарья Пиманова и Наталья Сидорина Режиссеры: Сергей Пискунов, Иван Цыбин Продюсер: Дарья Пиманова

Длительность: 51:55

Дата публикации: 2 апреля 2023

28:31

"Всегда на страже!". Документальный фильм

Уникальные навыки сотрудников Росгвардии позволяют осуществлять беспрецедентные операции, охранять тех, кто подвергается угрозам. Вместе с главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации Виктором Золотовым съемочная группа побывала в Луганской области, где бойцы специальных подразделений выполняют задачи по защите интересов страны. Помощник директора Федеральной службы войск национальной гвардии Юрий Котов рассказал о работе по охране должностных лиц, а также о том, кто попадает в это подразделение. В фильме показаны международные соревнования спецназа, которые прошли в Дубае в феврале 2023 года. Команды «Витязь», «Собр» и «Ахмат» продемонстрировали свои навыки и еще раз доказали миру, что российский спецназ — это знак качества, с которым очень трудно конкурировать. В Херсонской области съемочной группе удалось снять жизнь и быт бойцов на прифронтовых территориях и поговорить со спецназовцами. Кроме того, авторы встретились с учениками Московского Президентского кадетского училища имени М.А. Шолохова. А также с сержантом войск национальной гвардии Львом Макеевым и командиром 604-го Краснознаменного центра специального назначения «Витязь», которые рассказали о значении крапового берета и о своей службе в рамках СВО. Но в фильме идет речь не только о военных успехах. Авторам удалось отразить основные функции Росгвардии, в том числе защиту правопорядка, борьбу с экстремизмом и терроризмом, а также контроль за оборотом оружия.  Автор и режиссер: Марина Ким

Длительность: 28:31

Дата публикации: 27 марта 2023

1:00:28

Специальный репортаж. "Штурмовики". Документальный фильм

Боевые действия по всей линии фронта активизировались. Российские войска перехватили инициативу и начали наступательные действия по всем направлениям. В этих операциях принимают участие все виды и рода войск. Авиация, артиллерия, танкисты и разведчики. Они делают подготовительную работу. А главную задачу по освобождению родной земли выполняют штурмовики. Особая каста. Чтобы понять, кто же они, эти ребята штурмовики, съемочная группа Первого канала отправилась на передний край под Угледар и Авдеевку, чтобы снять этап подготовки штурмовой операции и самого штурма. Бои в окрестностях Угледара не утихают ни на минуту. Бои ожесточенные, кровопролитные, противник оказывает сопротивление. Но наши штурмовые подразделения делают свою тяжелую и трудную работу, и делают ее хорошо, вгрызаясь буквально за переулочек, за каждый метр, за каждый дом. Отдельная десантно-штурмовая бригада «Ветераны» в Министерстве Обороны, как палочка-выручалочка. Парней бросают на самые горячие участки фронта. Позывной командира подразделения — Морпех, на фронте личность легендарная. За своих бойцов стоит стеной, но спрос серьезный. Морпех: «Мы простые люди, простой народ. Штурмовики – простые граждане России, настоящие мужчины. Воюем, работаем…» Любая штурмовая операция начинается с разведки. Важно изучить местность, пути подхода и эвакуации, а самое главное понять, какие силы противника будут противостоять штурмовым подразделениям. Командир роты разведчиков свой позывной Мыша получил неслучайно. По рассказам сослуживцев, сумел выбраться оттуда, откуда только мышь сможет выскользнуть. В полной экипировке, в броне, с боекомплектом и оружием, несет на себе не меньше 20 килограммов, а при этом быстрый и шустрый, словно оправдывает свой позывной. В Пскове Мышу ждет невеста Варвара. Она преподает школьникам английский и немецкий. Не видела Диму уже целых полгода. Каждый день разлуки словно вечность, но Варя молится за любимого и готовится к встрече, которая, она верит, очень скоро. После того, как разведчики изучили местность и расположение противника по выявленным огневым точкам и укрепрайонам врага, наносится огневое поражение из всех видов оружия. Под Угледаром сейчас работают штурмовые группы ОБТФ «Каскад», 155-ая бригада морской пехоты. Парни делают все для того, чтобы освободить этот населенный пункт, как можно скорее, бои действительно кровопролитные, постоянные обстрелы, работают из всех видов артиллерии – РСЗО, минометы, танки, БМП, все калибры поддерживают штурмовиков, которые прямо сейчас выполняют эту трудную, опасную, но очень нужную работу. Для того чтобы эта работа была точной и эффективной огонь корректируют беспилотчики. Отважные ребята. Игорь, 25 лет, позывной Химик, оператор беспилотника. Сам родом из Мурманска, но живет в Санкт-Петербурге. До спецоперации работал начальником караула пожарной спасательной части. Боевого опыта не имел. Химик: «Как в одном из фильмов, есть такая профессия – родину защищать. Мы тут защищаем отечество, по-своему. То есть от непосредственно прямой угрозы для него на данный момент». Напарник у Химика тоже из Санкт-Петербурга, и тоже пожарный с пятнадцатилетним стажем. До встречи на фронте знакомы не были. Позывной Арни, но на передовой его все зовут уважительно — Леонардыч, по отчеству. Для противодействия вражеским птичкам парни используют специальное противодронное ружье. Выглядит прикольно и с задачей своей справляется. Надежно подавляет сигнал управления вражеским коптером в радиусе нескольких километров. Пока мы работали над нашим фильмом, пришла скорбная новость. Леонардыч погиб... Танкисты – не случайные люди на передовой. У них задача подавить укрепрайон противника огнем с закрытых позиций. Экипаж танка – выпускники Академии МВД ДНР. Учились на следователей, но судьба привела их в танкисты. За плечами этих совсем молодых пацанов освобождение Павловки. Населенный пункт взятие, которого открыло дорогу на Угледар. Этот путь они прошли вместе со своей боевой машиной. Видно, что отношение к ней словно к живой. И они и имя дали своей машине — Валентина. О своей работе говорят легко, как будто и не про боевые действия. Хотя, если вдуматься, они со своей «Валентиной» наводят самый настоящий ужас на противника. Но, как и любую технику, танки надо ремонтировать, после вражеского огня или обычных поломок. Здесь на помощь приходит рембат и его начальник Виктор, позывной Бармалей. Чтобы делать такую работу на морозе, практически голыми руками, дело свое надо любить. И «Бармалей» не скрывает своих чувств к этим грозным машинам. Бармалей: «Это самая крутая техника, по моему мнению, которая ходит по земле. То есть, там хвастаются все… «феррари, бугатти»… Да, отвалите, вы что! У меня 12 под капотом, 850 кобыл! Где вы еще такое видели?» Вокруг Угледара множество небольших населенных пунктов, которые ранее занимали украинские формирования. По мере продвижения к городу часть из них противник покинул без боя. Задача командира штурмовой роты — Дока и его парней — убедится в том, что врагов нет и деревня безопасна. Мы идем с ними. Командир штурмовой роты, 31 год, позывной Док. По образованию медик, работал на скорой помощи. Добровольцем отправился на фронт, начинал штурмовым медиком. Док: «Отличие штурмовой медицины от всех остальных в том, что нужно действовать максимально быстро, максимально качественно и зачастую подручными средствами». И вот так, с реанимационным рюкзаком и автоматом, Док прошел не один штурм. Были ранение и контузия. Не удивительно, что вырос до командира. По его мнению, быть штурмовиком, значит, выполнять лучшую работу в мире. Но война войной, а тренировки по распорядку. Чтобы выполнять лучшую работу в мире, нужно усердно оттачивать свои навыки и умения. На полигоне работают все: и новобранцы, и опытные бойцы. Сценарий тренировки на сегодня такой: штурмовое подразделение в составе двух групп – разведгруппа и группа огневой поддержки – должны обнаружить опорный пункт условного противника, затем провести его штурм, зачистку, после чего захватить и занять круговую оборону. Коллектив работает слаженно, как единый организм. С задачей справляются. И сразу отправляются на передовую. Здесь, на передовой, никто в победе не сомневается. Заместитель командира роты штурмовиков – Эдуард с позывным Граф. Доброволец из Северной Осетии. Поддержку своего народа и своей семьи чувствует всем сердцем. И это взаимно. Граф: «Передаю привет своим родным и близким, своим доченькам. Мария, София, привет! Папа вас любит, папа с вами! Скоро увидимся…» Мы хотели, очень хотели встретиться с близкими Графа в Москве, где они живут, и передать им этот привет лично, но не случилось. Граф слишком оберегает родных, он сказал им, что служит на полигоне, что волноваться не стоит. Конечно, он же такой отважный и такой жизнелюбивый воин. Путь на передовую у каждого свой. Вот, например, наш коллега из Москвы Роман. В прошлом оператор одного из федеральных каналов, попал со съемочной группой в Луганск в 2014 году. Познакомился с бойцами, проникся их отвагой и понял — пора менять камеру на автомат. Позывной взял соответствующий — Пресса. Пресса: «Работали недели две, снимали все вот эти ужасы, обстрелы города, смерти мирных жителей. Ну, мы все прекрасно помним, что творилось на Донбассе в 2014 году…» После этого Роман принял решение идти воевать за Донбасс, за победу, за будущее своего сына. Каждого из штурмовиков ждут дома. Романа, штурмовика с позывным Пресса, ждут мама Екатерина Валерьевна и жена Елена с сыном. Она родом из Славянска, Донбасскую трагедию 2014-го воспринимала как личную. Когда муж взял в руки оружие, сама попросилась на фронт. Елена: «Когда он в 14-ом пошел, я, конечно, очень им гордилась. Вот мальчик-москвич, у него нет там родственников, он не оттуда, он даже не бывал там. И я понимаю, что он захотел вот быть там, да, помогать. Конечно, я горжусь им». Штурмовые группы отправляются на боевое задание. На штурм промзоны под Авдеевкой. Это территория, которая уже восемь лет приносит очень много горя и беды жителям Донецка, Донбасса. Именно оттуда ведутся обстрелы. И эти парни сейчас отправляются туда именно за этим. Каждый здесь понимает, за что идет в бой и готов платить самую высокую цену за приближающуюся победу. Морпех: «Воюем против нацизма, это в первую очередь. Потому что такие войны, как Великая Отечественная война, и даже СВО, как сейчас, не повторялись на территории современной России». Ну, вот и все, час пробил. Операция начинается. Действия штурмовиков поддерживает тяжелая артиллерия. Накрывает противника по выявленным огневым точкам. В фильме вы увидите эксклюзивные кадры боевых действий и работы штурмовиков. Несмотря на потери, на горечь утрат, эти парни, штурмовики, не знают слова «назад». Они, действительно, особая каста и считают свое дело лучшей работой в мире. Ведь без этой работы не будет победы. Поэтому работайте, братья! И возвращайтесь живыми! В фильме принимают участие: Дмитрий, позывной Док — командир штурмовой роты ОБТФ «Каскад» Дмитрий, позывной Мыша — командир разведроты ОДШБР «Ветераны» Варвара Голишева — невеста Мыши Александр, позывной Морпех — командир ОДШБР «Ветераны» Игорь, позывной Химик — оператор БПЛА ОБТФ «Каскад» Виктор, позывной Бармалей — замкомандира по вооружению танкового подразделения ОБТФ «Каскад» Штурмовик, позывной Гудвин — командир роты оперативного значения ОБТФ «Каскад» Штурмовик, позывной Лис — командир штурмового подразделения ОБТФ «Каскад» Данил, позывной Бала — командир экипажа танка, ОБТФ «Каскад» Андрей Рахов, позывной Арни — командир расчета БПЛА ОБТФ «Каскад» Вадим — командир взвода ПТУР Анастасия Дронова — жена Вадима Эдуард, позывной Граф — замкомандира роты ОДШБР «Ветераны» Роман, позывной Пресса — командир взвода БПЛА ОДШБР «Ветераны» Елена Никифорова — жена Прессы Екатерина Никифорова – мама Прессы Роман, позывной Рим – замкомандира штурмового взвода ОБТФ «Каскад» Продюсер: Сергей Максимкин Автор сценария: Дмитрий Задорожный Режиссер: Дорел Гоможа Производство: Смикмедиа

Длительность: 1:28

Дата публикации: 26 марта 2023

1:00:12

"Век СССР: Запад. Часть 2". Серия 4. Документальный фильм

Украина изначально была местом пересечения интересов католического Запада и православного Востока. Именно с земель, которые теперь называются Украина, начинались все завоевательные войны Запада, который на протяжении тысячи лет стремился продвинуться на Восток, попутно уничтожая русское, православное. Украина не раз была оккупирована и до сих пор испытывает сильное влияние германских народов, поскольку была их вассалом и своей элиты не имела. Украину невозможно понять без анализа такого явления, как гетманщина, а оценить ее перспективы сложно без знакомства с идеями главного теоретика украинского нацизма Дмитрия Донцова, который подогнал государственную идеологию под скандинавский фольклор. Философия Донцова популярна не только среди украинской молодежи, выросшей на фильмах об Одине и Торе, но и среди нацистских бойцов, которые, являясь язычниками, искренне верят в Валхаллу и легко отдают жизнь за своих богов, что в современном мире не такое уж частое явление. Современная Украина является интересным примером искусственно вживленной исторической памяти, под которой нет реальной фактуры.  Многосерийный документальный фильм Авторы сценария Мадлен Лаваль, Сергей Ильин-Козловский Режиссер Сергей Ильин-Козловский Производство Serge ILIN-KOZLOVSKY@Crew 2022 г.

Длительность: 1:12

Дата публикации: 7 марта 2023

1:07:03

"Век СССР: Запад. Часть 1". Серия 4. Документальный фильм

Для коллективного Запада «русские» — это не только жители бывшего СССР, но и население Балкан. Не все знают, что знаменитый граф Дракула в глазах европейских читателей XIX века был русским. Прототипом Дракулы считается валашский господарь Влад Цепеш, который считался русским лишь потому, что он был православным. А когда речь заходит об Украине и Белоруссии, спорам и вовсе нет конца. Именно поэтому феномен «русскости» интересно анализировать на материале истории этих западных регионов СССР, которые изначально были неотъемлемой частью русской государственности. Что такое «национальный характер», почему его так трудно объяснить словами, хотя все прекрасно понимают, что имеется в виду, — все эти вопросы неразрывно связаны с пониманием того, в какой стране мы живем и в какой хотели бы жить. Труднее всего провести грань между Россией и Белоруссией, которая первая приобрела опыт государственности, будучи основой Великого княжества Литовского и во все времена оставалась верна православию. Многосерийный документальный фильм Авторы сценария Мадлен Лаваль, Сергей Ильин-Козловский Режиссер Сергей Ильин-Козловский Производство Serge ILIN-KOZLOVSKY@Crew 2022 г.

Длительность: 1:07:03

Дата публикации: 6 марта 2023

54:20

Специальное расследование. "Кто взорвал "Северные потоки"?" Документальный фильм

Диверсия на «Северных потоках» — один из самых громких терактов в истории. Взорваны газопроводы, по которым Европа годами получала недорогое топливо с российских месторождений. Россия требует проведения международного расследования, но большинство стран Европы и мира то ли не хотят, то ли боятся признать очевидное. Американский журналист-расследователь Сеймур Херш публикует свою версию произошедшего. Но что же удалось выяснить знаменитому репортеру, уже открывшему всему миру правду о преступлениях американских военных в Ираке и Вьетнаме? Создатели фильма обобщили материалы расследования Сеймура Херша, поместили их в контекст событий и обнаружили дополнительные подробности, которые ускользнули от внимания журналиста. Им удалось воссоздать полную картину случившегося и выяснить, что произошло на самом деле. Кто выступил заказчиком одного из самых масштабных терактов в истории? Кого на самом деле боится канцлер Германии Олаф Шольц? И о чем случайно проговорился Джо Байден? Вся правда о том, что произошло в сентябре прошлого года в Балтийском море, к каким последствиям это может привести и как скажется на вопросах безопасности всего мира. В фильме участвуют: Эксперты: Юрий Кнутов — военный историк Василий Фатигаров — военный журналист, капитан 1-го ранга Василий Дандыкин — военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Андрей Бакланов — заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Владимир Ворожцов — генерал-майор в отставке, член Совета по внешней и оборонной политике России Николай Калиткин — ветеран группы «Альфа», боевой пловец Игорь Жинжиков — ветеран разведки ВМФ Автор сценария: Сергей Дзюба Режиссер: Антон Пономарев

Длительность: 54:20

Дата публикации: 4 марта 2023

03:22

"Мы всю землю превратим в одну мировую республику труда". Век СССР. Фрагмент документального фильма

Документальный фильм «Век СССР» рассказывает о том, почему Советский Союз не состоялся как глобальный проект, и что из СССР на самом деле получилось. Повествование развивается в двух параллельных сюжетных линиях: в одной рассказывается история глобальных проектов, в другой – история взаимоотношений русского мира с соседями по планете, которые в разные годы были частью российской империи, а потом и СССР.

Длительность: 03:22

Дата публикации: 3 марта 2023

03:38

"СССР был создан для того, чтобы держать оборону". Век СССР. Фрагмент документального фильма

Документальный фильм «Век СССР» рассказывает о том, почему Советский Союз не состоялся как глобальный проект, и что из СССР на самом деле получилось. Повествование развивается в двух параллельных сюжетных линиях: в одной рассказывается история глобальных проектов, в другой – история взаимоотношений русского мира с соседями по планете, которые в разные годы были частью российской империи, а потом и СССР.

Длительность: 03:38

Дата публикации: 3 марта 2023

1:53:21

"Век СССР: Юг". Серия 3. Документальный фильм

СССР принято рассматривать как продолжение Российской империи. Советский Союз до сих пор считается национальным государством, без учета того факта, что цивилизация в своем развитии опирается на две противоположные тенденции. С одной стороны, существуют национальные проекты, то есть государства, построенные на культурных нормах, господствующих на той или иной территории, а с другой – глобальные проекты, когда государства строятся на идеях глобального характера, применимых сразу ко всем людям планеты. Глобальные проекты, такие как религии единобожия или проекты Просвещения, могут объединять разные народы своими наднациональными ценностями, такими, как десять заповедей, пресловутое «от каждого по способностям, каждому по потребностям» или «демократия». В любом государстве превалирует либо одни ценности, либо другие. В отличие от Российской империи СССР был не национальным, а глобальным коммунистическим проектом, который должен был стать плацдармом для распространения коммунистический идей по всему миру. И одной из его целей было тотальное разрушение Российской империи, построенной на сочетании русских национальных традиций и христианского глобального проекта. Большевики ставили перед собой задачу упразднения имперской истории и создания нового человека и новой морали, на которой можно было бы построить новое общество сразу на всей Земле. Но глобальные идеи плохо сочетаются с национальными особенностями. СССР не стал исключением. На его примере можно проследить, как глобальные идеи мутируют в свою противоположность и к чему это приводит. Фильм рассказывает о том, почему Советский Союз не состоялся как глобальный проект, и что из СССР на самом деле получилось. Повествование развивается в двух параллельных сюжетных линиях: в одной рассказывается история глобальных проектов, в другой — история взаимоотношений русского мира с соседями по планете, которые в разные годы были частью российской империи, а потом и СССР. Сериал уникален не только содержательно, но и технологически – дизайн проекта разрабатывался с использованием нейросети. Впервые художниками выступали не только талантливые люди, но и не менее талантливый искусственный интеллект. Многосерийный документальный фильм Авторы сценария Мадлен Лаваль, Сергей Ильин-Козловский Режиссер  Сергей Ильин-Козловский Производство Serge ILIN-KOZLOVSKY@Crew 2022 г.

Длительность: 1:53:21

Дата публикации: 1 марта 2023

1:34:54

"Век СССР: Север". Серия 2. Документальный фильм

СССР принято рассматривать как продолжение Российской империи. Советский Союз до сих пор считается национальным государством, без учета того факта, что цивилизация в своем развитии опирается на две противоположные тенденции. С одной стороны, существуют национальные проекты, то есть государства, построенные на культурных нормах, господствующих на той или иной территории, а с другой – глобальные проекты, когда государства строятся на идеях глобального характера, применимых сразу ко всем людям планеты. Глобальные проекты, такие как религии единобожия или проекты Просвещения, могут объединять разные народы своими наднациональными ценностями, такими, как десять заповедей, пресловутое «от каждого по способностям, каждому по потребностям» или «демократия». В любом государстве превалирует либо одни ценности, либо другие. В отличие от Российской империи СССР был не национальным, а глобальным коммунистическим проектом, который должен был стать плацдармом для распространения коммунистический идей по всему миру. И одной из его целей было тотальное разрушение Российской империи, построенной на сочетании русских национальных традиций и христианского глобального проекта. Большевики ставили перед собой задачу упразднения имперской истории и создания нового человека и новой морали, на которой можно было бы построить новое общество сразу на всей Земле. Но глобальные идеи плохо сочетаются с национальными особенностями. СССР не стал исключением. На его примере можно проследить, как глобальные идеи мутируют в свою противоположность и к чему это приводит. Фильм рассказывает о том, почему Советский Союз не состоялся как глобальный проект, и что из СССР на самом деле получилось. Повествование развивается в двух параллельных сюжетных линиях: в одной рассказывается история глобальных проектов, в другой — история взаимоотношений русского мира с соседями по планете, которые в разные годы были частью российской империи, а потом и СССР. Сериал уникален не только содержательно, но и технологически – дизайн проекта разрабатывался с использованием нейросети. Впервые художниками выступали не только талантливые люди, но и не менее талантливый искусственный интеллект.

Длительность: 1:34:54

Дата публикации: 28 февраля 2023

1:31:10

"Век СССР: Восток". Серия 1. Документальный фильм

Первая серия рассказывает о национальной политике раннего и позднего СССР на примере взаимодействия Российской империи, а потом и СССР с народами Средней Азии. Мало кто помнит, что большинство народностей, населявших Среднюю Азию, сами обратились к империи за защитой от воинственных соседей. История, которую преподавали в советских школах, далеко не во всем соответствовала документам, поскольку во времена Советского Союза многие достижения империи старательно нивелировались, а ее национальная политика описывалась как угнетение народов. Национальный вопрос был первым, на котором глобальный коммунистический проект схлестнулся с имперской национальной традицией. В серии «Восток» рассказывается о том, как это было и к чему привело. Автор сценария: Мадлен Лаваль Продюсирование и визуализация: Сергей Ильин-Козловский Производство: Serge ILIN-KOZLOVSKY&Crew, 2022 год

Длительность: 1:31:10

Дата публикации: 27 февраля 2023

48:34

Специальный репортаж. "Возмездие". Документальный фильм

Вот уже год, как идет специальная военная операция России на Украине. Шаг за шагом вместе с освободителями Донбасса на запад продвигаются военные корреспонденты. Именно они со слов местных жителей рассказывают в новом фильме о многочисленных страшных преступлениях, совершенных на территориях, из которых были выбиты украинские боевики, и о том, что оставили после себя укронацисты. Массовые убийства, незаконные аресты, жестокие пытки, безжалостные карательные операции. Каждое из преступлений режима Зеленского фиксируется, по каждому проводится расследование Следственным комитетом России. У всех этих преступлений есть виновные, есть документальные доказательства, есть свидетели. Но нет срока давности. А значит возмездие неизбежно.

Длительность: 48:34

Дата публикации: 25 февраля 2023

1:11:06

"Закат американской империи. Европа". Документальный фильм

Европейские лидеры ведут себя парадоксально, поступая вопреки национальным интересам собственных стран. Что происходит с Европой и ее лидерами, за какие ниточки их дергают, чтобы проводить непопулярные решения? «На протяжении пяти столетий вся мировая история делалась в Европе. Контроль над Европой и означал контроль над миром, поскольку весь остальной мир принадлежал европейским великим державам. Неслучайно обе мировые войны шли в Европе. В XXI веке выяснилось, что от Европы не зависит практически ничего. У нее даже нет своего мнения и права голоса», — рассказывает ведущий, автор проекта «Закат американской империи» Вячеслав Никонов. Как Европа попала в зависимость и где находятся центры принятия решений, которым подчиняются современные европейские элиты? «Отказ европейских элит защищать свои собственные интересы, на мой взгляд, прежде всего их собственное «достижение». Им оказалось чрезвычайно комфортно в той обстановке, которая возникла после холодной войны, когда, как они считали, им уже расходовать силы и ресурсы на безопасность необязательно. Можно, в общем-то, мягко делегировать полномочия США», — председатель Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. На что рассчитывали европейские политики, куда устремляли свои взоры? И в чем они фатально ошиблись? Как Соединенным штатам удалось взять Европу под свой контроль, какие методы использовал Вашингтон, чтобы подчинить своей воле элиты Старого Света, сделать их несамостоятельными. «Соединенные штаты стремились не просто восстановить Европу после ужасов Второй мировой войны, но и создать ее в том формате, который был удобен Соединенным штатам», — объясняет генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. В фильме эксперты расскажут, как с помощью трех факторов — военного присутствия, экономической зависимости и особой кадровой политики — США заставили Европу забыть об амбициях, интересах и принципах.   В фильме принимают участие: Вячеслав Никонов — ведущий, автор проекта «Закат американской империи» Эксперты: Федор Лукьянов — председатель Совета по внешней и оборонной политике Наталья Нарочницкая — президент Фонда изучения исторической перспективы, член Общественной палаты РФ Сергей Михеев — политолог Андрей Кортунов — генеральный директор Российского совета по международным делам Тимофей Бордачев — доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ Сергей Судаков — политолог, член-корреспондент Академии политических наук Автор сценария: Сергей Дзюба Режиссер: Антон Пономарев

Длительность: 1:11:06

Дата публикации: 24 февраля 2023

1:20:36

"Александр Зиновьев. Я есть суверенное государство". Документальный фильм к 100-летию выдающегося русского мыслителя

Александр Зиновьев получил всемирную известность прежде всего как логик, социолог, писатель, автор созданного им жанра социологического романа, обозначивший своим творчеством новые вехи в каждой из этих областей человеческой культуры. Поэзия и изобразительное творчество мыслителя дополняют образ того, что именуется феноменом Зиновьева. Жизнь и судьба мыслителя уникальны. 16-летний мальчик из костромской крестьянской семьи в 1939 был арестован за подготовку покушения на Сталина. Храбрый, бесстрашный Зиновьев — гвардии капитан штурмовой авиации — участвовал в боях за освобождение Берлина, Будапешта, Кракова. А в 50-60-е годы стал символом свободной философской и интеллектуальной мысли в СССР, центральной ее фигурой. Роман «Зияющие высоты», а позже и «Желтый дом» Александра Зиновьева, профессора, доктора философии, заведующего кафедрой логики в МГУ, читала вся интеллектуальная мировая элита. После публикации романа «Зияющие высоты» в Швейцарии, переведенного на 26 языков, мыслящий мир следил за обширным литературным творчеством и публицистикой Зиновьева и за его человеческой судьбой на протяжении всей его жизни. В 1978-м году за антисоветскую деятельность Александр Зиновьев вместе с семьей был выдворен из страны в Германию, лишен советского гражданства, всех научных званий и наград, в том числе и военных, разжалован в рядовые. Развал СССР стал для Зиновьева личной трагедией. Перестройку он не принял категорически, и Западу оказался не нужен. В дни варварских бомбардировок Сербии войсками НАТО Зиновьев принял решение вернуться на Родину. Летом 1999 Александр Александрович вернулся в Россию, которая, кажется, его уже не ждала. Оказалось, что и для Запада, и для России неудобность, нонконформизм Зиновьева были неподъемным и лишним грузом. «Я есть суверенное государство» — эта формула Зиновьева стала лозунгом всей его жизни. Зиновьев — вечно сопротивляющаяся личность. «Я никогда не служил никакой власти» — рефрен большинства выступлений мыслителя. В фильме приняли участие авторитетные ученые, философы, друзья, в том числе академик РАН, и.о. директора Института философии РАН А.А. Гусейнов; академик РАН В.А. Лекторский; политолог, историк А.И. Фурсов; вдова мыслителя Ольга Зиновьева.  Производство: КОД-ФИЛЬМ+

Длительность: 1:20:36

Дата публикации: 24 февраля 2023

1:24:48

"Закат американской империи. Украина". Документальный фильм

Украина с 1991 года и по сей день. Все боялись националистов, но они пришли во власть. Никто не хотел притеснений русского языка, но это случилось. Избиратели голосовали против войны, но ее старательно провоцировали. Кравчук, Кучма, Ющенко, Янукович, Порошенко, Зеленский. Почему ни один из президентов Украины не выполнил своих предвыборных обещаний? И чью волю исполняли украинские элиты? «Ридна нэнька» — так говорят о своей земле украинцы. Родная матушка. Братский народ. Мы один народ. Так говорили и говорят об украинцах в России. То, что происходит сейчас — не укладывается в голове. Братоубийственная война. Как такое стало возможно? По одной причине — так оказалось нужно слабеющей, а потому все более агрессивной и опасной американской империи», — уверен ведущий, автор проекта «Закат американской империи» Вячеслав Никонов. На каких противоречиях построилось украинское государство и почему они оказались для него фатальны? «Несколько десятков украинских интеллигентов считают, что не только Киев должен входить в эту независимую державу, а также Харьков, Одесса и Донбасс. А там им говорят: «Мы вас не знаем, кто вы такие?"», — объясняет историк, доцент МГУ ИМ. М.В. Ломоносова Федор Гайда. «Многовекторная политика» — что заставляло политиков «незалежной» пытаться усидеть на двух стульях? «Не просто говорить о том, что есть русский язык, Россия, сотрудничество… Об этом можно говорить на юго-востоке Украины. А для западного обывателя, для него надо говорить немножко другое — о евроинтеграции», — рассуждает министр внутренних дел Украины в 2011-14 годах Виталий Захарченко. Как с помощью этих противоречий украинские элиты удалось взять под полный внешний контроль. «Я создал в МВД подразделение стратегического анализа и прогнозирования. И на основе этого анализа мы получили данные о 160 тысяч НКО на Украине», — рассказывает Виталий Захарченко. Технологии переформатирования сознания — иностранные «филантропы» выращивали новых украинцев со школьной скамьи. «Все, что касалось школы, все учебники редактировались в Киеве. Максимально все в части русской культуры и языка убиралось и зачищалось», — вспоминает глава республики Крым Сергей Аксенов. К каким последствиям привели эксперименты над населением целого государства, и есть ли выход из исторического тупика? «Чтобы превратить Украину в антиРоссию, необходимо было подготовить население, воспитать его во враждебном духе и оторвать от России», — объясняет премьер-министр Украины в 2010-14 годах Николай Азаров. В фильме, опираясь на документы, факты и свидетельства очевидцев, авторы расскажут об истинных причинах украинского конфликта. О трагедии украинского государства, которое изначально было соткано из противоречий, исключающих проведение политики национальных интересов. И о непрерывной деградации украинского правящего класса, который обещал народу благополучие, законность и мир, а дал коррупцию, бедность и войну. В фильме принимают участие: Вячеслав Никонов — ведущий, автор проекта «Закат американской империи» Эксперты: Сергей Аксенов — глава республики Крым Николай Азаров — премьер-министр Украины в 2010-14 годах Виталий Захарченко — министр внутренних дел Украины в 2011 – 14 годах Спиридон Киланкаров — политолог Федор Гайда — историк, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова

Длительность: 1:24:48

Дата публикации: 24 февраля 2023

56:13

Специальный репортаж. "Герои". Документальный фильм

Мы расскажем о настоящих воинах, настоящих Героях. Как они смогли научиться жить другой, не мирной жизнью, и через что им пришлось пройти. Они все очень непохожие, родом из разных мест нашей необъятной Родины, разной веры, но все они — россияне, и как один, воюют с неонацистами… Участники нашего фильма — военные, каждый из которых за этот год проделал сложный путь и знает, каково оно там – «за ленточкой»… Героями не рождаются, ими становятся. «Мы же наследники победителей, и где-то что-то вот просыпается внутри, когда невозможно это и словами-то объяснить, почему так поступает человек в той или иной ситуации. То, о чём мы смотрели в фильмах про Великую Отечественную войну, то, о чём мы читали в мемуарах, в литературе, это раз — и проявляется в жизни, то есть абсолютно независимо даже от возраста», — говорит врио главы ДНР Денис Пушилин. Гвардии капитан Степан Белов — Герой России, танкист. С начала СВО уничтожил со своим подразделением 20 танков противника. Звезду Героя ему вручил Верховный Главнокомандующий ВС РФ в декабре 2022 года. «Получить звание Героя России — это заслуга не только моя, это заслуга еще моего личного состава, друзей и товарищей, с которыми мы плечом к плечу выполняем поставленные боевые задачи, и, к сожалению, моих погибших товарищей… Мы, россияне, мы потомки великих предков — победителей. А это значит — победа будет за нами», — уверен Степан. За одного из своих лучших друзей он мстит каждый день. Так, как может — один за другим уничтожая танки националистов. С тех пор на его боевой машине написаны слова: «За Сашку Антонова»… Сам Степан говорит: «Мы уничтожили одним танком три танка. А так постоянно, вот идя в бой, обращаюсь к ангелам-хранителям, к своему погибшему лучшему другу, Сашке Антонову, и я у них прошу помощи защитить, помочь пацанам, чтобы все наши вернулись целыми из боя». У погибшего друга Степана — того самого Сашки — остались маленький сын Миша и жена, Татьяна Антонова: «Я думаю, что Степан теперь воюет за двоих. Он мне позвонил, мы с ним рыдали оба в трубку. Он сказал: «Извини, я не мог тебе сообщить это. Ты знаешь, Тань, я, когда действительно тяжело, когда им в бой …Саша, я обращаюсь к нему, чтобы он помог. И мне вот хочется верить, что он действительно помогает там ребятам, что он действительно с ними. Мне хочется в это верить». Капитан Белов рисует план будущего сражения прямо на снегу: «Здесь стоят пацаны пехоты, здесь свободно, здесь наблюдатели есть. Первая машина едет сюда, отработает, ну, покажет, куда нужно стрелять второй машине. Она отойдет, выйдет вторая машина, отработает. Пока первая машина перезаряжается, вот, этот выстреливает, откатывается, вторая машина выходит, поражает». Командир инженерно-саперного полка Герой России Рустам Сайфуллин — опытный офицер, принимал участие в боевых действиях в Чечне и Сирии. Сам он из военной династии: дед воевал в Великую Отечественную, брат — тоже военный. При восстановлении одной из речных переправ он попал под огонь противника и был ранен, но выполнил поставленную штабом задачу. После выздоровления Рустама Сайфуллина направили в Тюменское училище, которое в свое время окончил с золотой медалью — передавать боевой опыт другим военным. «Самое страшное в бою — это подвести. Там нельзя солгать, там нельзя обмануть, там другие законы действуют», — говорит Рустам Сайфуллин. Майор ВДВ Денис Черняков — кавалер трех Орденов Мужества. Он — офицер в четвертом поколении. Прадед был полковником и прошел Финскую и Великую Отечественную войну. Дед — майор, летчик-истребитель. Отец — десантник, афганец. Денис — участник СВО с первых ее дней. Подразделение майора Чернякова получило приказ захватить и удерживать до подхода основных сил стратегически важный объект. И приказ был выполнен. «Наш народ русский, он непобедим. Его невозможно просто сломить, победить. И сейчас мы это все вот реально видим», — уверен Денис. Командовать взводом в 23 года — непросто и ответственно. Старший лейтенант Балдан Цыдыпов получил Золотую Звезду Героя за свой подвиг. В неравном бою он спас своих сослуживцев, уничтожив расчеты врага, и получил тяжелое ранение. Он оборонялся из подбитой БМП, а затем с автоматом в руках несколько часов отстреливался в одиночку, прикрывая отход сослуживцев. «Начали бить из ПТУРов по нам. Потом подбили меня. Я точно знаю, что никогда не сдался бы в плен. Затем прилетел миномет. Осколки в меня влетели. Я перевязал себя тем, что было. И от машины к машине полз», — вспоминает Балдан. Старший лейтенант Владислав Клепиков — Кавалер Ордена Мужества, выпускник Московского суворовского училища. Сегодня он командует взводом в Таманской дивизии. И искренне гордится службой Отечеству. Считает, что суворовское училище дало ему очень многое, помогло определиться в жизни. Владислав рассказывает: «Скорее всего, каждый человек, который там находится, он меняется в лучшую сторону. Я знаю, что победа будет за нами». В фильме принимают участие: Балдан Цыдыпов – старший лейтенант запаса, Герой РФ Рустам Сайфуллин – полковник, Герой РФ Денис Черняков – подполковник, кавалер трех Орденов Мужества Владислав Клепиков – старший лейтенант, кавалер Ордена Мужества Степан Белов – капитан, Герой РФ Денис Пушилин – врио главы ДНР Алексей Кострубицкий – министр по делам ГО и ЧС ДНР Ведущий: Алексей Рафаенко Производитель: ЧасАрм

Длительность: 56:13

Дата публикации: 23 февраля 2023

1:10:25

"Закат американской империи. Метрополия". Документальный фильм

Америка. Единственная сверхдержава, имеющая глобальные интересы в любой точке планеты. И ее сегодняшняя элита, претендующая на звание «вершителей судеб» мира. В последние годы мир следит за ее представителями с нарастающим изумлением.  Могут ли эти люди адекватно осознавать реальность? На чем основана их вера в собственную исключительность? И как их политика ведет к закату американской империи? Вячеслав Никонов, автор и ведущий проекта, декан факультета государственного управления МГУ: «Несколько десятилетий в мире с придыханием произносили имена американских политиков, аналитиков, политологов. Считалось, что американская элита – самая продвинутая, образованная, понимающая мир, знающая, куда кому идти… Сейчас даже кажется смешным, что кто-то мог так думать». «Многим американцам просто стыдно за того президента, которого они избрали. Они прекрасно понимают, что ими очень сильно манипулируют», — говорит Сергей Судаков, профессор Академии военных наук. Продажи оружия в США бьют рекорды. Только по официальным данным, у частных владельцев на руках сейчас более 400 миллионов стволов — это больше, чем по одному на каждого жителя, включая младенцев и стариков. От кого люди собрались защищаться? Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ: «Соединенные штаты уже сейчас находятся в состоянии политической гражданской войны. Демократы и республиканцы рассматривают друг друга не как политических оппонентов. Они рассматривают друг друга, как врагов». Знаменитая американская демократия. Ее «экспорт» — специфический национальный бизнес, в первую очередь для крупнейших монополий и политической элиты. Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества: «Создание хаоса в других странах оказывается выгодно Соединенным штатам, поскольку начинается бегство капиталов. В ту область мира, в которой будто бы есть закон, порядок и экономический рост». Что с демократией внутри страны? В последние несколько лет в американской политике действуют механизмы, которые трудно назвать демократическими. Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций: «Мы видим откровенное выдавливание Трампа из публичного пространства с помощью ограничений в социальных сетях, с помощью цензурирования на телевидении. Раньше такое было невозможно». Какой американский президент изображен на самой редкой купюре и за что он был удостоен такой чести? Как это связано с тем, что Америка получила власть над миром? И где сейчас воспитывают тех, кто считает себя мировой элитой? Авторы фильма исследуют, какие феномены лежат в основе кода американской цивилизации. Отталкиваясь от актуальных событий, препарируют современный американский истеблишмент, а также рассказывают об исторических предпосылках его нынешнего состояния. Что от него ожидать? И может ли он быть опасен?  В фильме принимают участие: Дмитрий Орлов — генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Сергей Судаков — профессор Академии военных наук Василий Колташов — руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Дмитрий Суслов —заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Андраник Мигранян — профессор МГИМО Юрий Рогулев — директор Фонда изучения США в МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Наумов — доцент кафедры международных организаций и проблем глобального управления факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Стариков — писатель Автор и ведущий проекта: Вячеслав Никонов Производство: ООО «Студия Премьера» 

Длительность: 1:10:25

Дата публикации: 19 февраля 2023

57:44

"Разговор по душам". Документальный фильм о Вячеславе Тихонове

После смерти Вячеслава Тихонова его дочь Анна нашла в его загородном доме огромную коробку с письмами, дневниковыми записями и непроявленными пленками, многим из которых более 40 лет. После проявки обнаружилось, что на этих пленках запечатлены неизвестные, порой очень трогательные моменты личной жизни Тихонова, которая была скрыта от глаз миллионов его поклонников. На кадрах, которые зрители увидят впервые – Тихонов со своими родителями, работающими в саду, и со своей будущей женой Тамарой. Зрители также впервые увидят Тихонова-отца, пеленающего маленькую дочку и катающий ее на качелях. В основе фильма – воспоминания дочери актера Анны. В детстве она больше видела отца по телевизору, так как он много снимался, месяцами не бывал дома. Иногда она даже кричала, увидев его на экране: «Где папа? Почему он не здесь? Почему он не говорит: «Здравствуй, моя дочка Аня!?»» Повзрослев, она стала записывать разговоры с отцом на диктофон. Анна расспрашивала его о детстве и юности, о работе и друзьях, даже о женщинах, с которыми его сталкивала судьба. С дочерью он всегда был откровенен. Тихонов рассказывал о том, как достались ему роли, сделавшие его поистине народным артистом, о том, что происходило на съемках самых известных советских фильмов: «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Доживем до понедельника», «Семнадцать мгновений весны», «Они сражались за Родину», «Белый Бим, черное ухо». В картине рассказывается о разных эпизодах из жизни Вячеслава Тихонова и его близких, что дает ощущение целостной картины той неизвестной семейной жизни актера, которую он тщательно оберегал от посторонних глаз. И которую очень деликатно и с большим тактом приоткрывает для поклонников знаменитого актера его дочь Анна.  Авторы сценария: Анна Тихонова, Николай Вороновский Режиссер: Николай Вороновский Продюсер: Анна Тихонова Производство: Кинокомпания «Фабрика грез», 2014

Длительность: 57:44

Дата публикации: 11 февраля 2023

51:42

Специальный репортаж. "Добровольцы". Документальный фильм

Полевые условия, многочасовые тренировки, максимально приближенные к боевым. На полигоне добровольцы и мобилизованные проходят слаживание вместе. У них есть ровно месяц чтобы подготовиться. - Какой страх? Родина в опасности! Забудьте про страхи, про хотелки, надо делать дело, работу, — говорит ставропольский казак с позывным Юг. На полигоне съемочной группе удалось записать эксклюзивное интервью с добровольцами. Все они из Ставропольского края. Все как один, не дожидаясь повестки, пришли по зову сердца. Здесь Яман — многодетный отец со своим старшим сыном Джуниором и повар Большой, задача которого накормить бойцов после возвращения с полигона, и водитель батальона — Хитрый. Свою мотивацию они объясняют просто: — Нас так воспитывали, мы воспитываем так своих детей – держать соху в руках, когда нужен хлеб, и держать оружие, когда нужно защищать родину. Чтобы понять, что чувствуют парни после первого боя, там, на передовой, съемочная группа Первого канала отправляется за ленточку. Небольшой инструктаж, обязательная экипировка и вот уже группа бежит по окопам. Между ними и противником всего 200 метров. Журналистская беспечность берет вверх, ради хороших кадров оператор встает в полный рост, забывая про страх и предостережения. «Ответка» прилетает незамедлительно. Белый буквально спасает съемочную группу, наши парни успевают укрыться в бункере от обстрела. На передовой удалось познакомиться и с «бывалыми». Один из них Николай, позывной Макс. Воюет с 2014 года. Командир штурмового батальона. Его парни ежедневно вгрызаются в позиции противника. На его счету десятки успешных боевых операций. Свою позицию он объясняет просто: — В детстве мне рассказали, что родина наша начинается в Бресте, а заканчивается во Владивостоке. Воевать надо все равно и родину свою защищать надо. Артиллеристы или артелы, как их называют на передовой, именно от них зависит исход боя. Штурмовик Ласк впервые рассказывает, как выводил людей из окружения. Бои между Опытным и Водяным шли ожесточенные. Парням удалось прорвать кольцо и выйти без потерь. А вот у брянских танкистов не все прошло гладко. Танк был подбит, товарищ — ранен. Нашли нового наводчика и сразу в бой. Все трое призваны в рамках частичной мобилизации. После нескольких месяцев на фронте вопрос «За что воюем?» не стоит. — Если мы здесь это все не пресечем, то это придет к нам домой. Так лучше здесь. Вот и мотивация. В фильме — эксклюзивное интервью молодого бойца. Никита, позывной Москва, родился и вырос в столице. С началом СВО добровольцем пришел на фронт. В 23 года уже командует взрослыми мужиками. Ему доверили управление минометным расчетом. Стратегия простая: — Возьмем Авдеевку, Донецку чуть-чуть станет дышать свободнее. Надо это уже заканчивать. Дома Никиту ждет мама, последний раз сына она видела в начале февраля. Командировка на передовую изменила жизнь всей съемочной группы. Мы прошли все этапы подготовки — от полигона до линии соприкосновения. В фильме поделимся знаниями и опытом, который сейчас необходимы каждому мужчине, встающему на защиту родины: как стрелять и попадать, как мерзнуть и не болеть, как бежать, когда нет сил, даже дышать – мы все прочувствовали на себе. И если честно – было страшно. И как говорит старшина Наталья с позывным Одесситка: — Страшно всем. Но мы этот страх переступаем и идем, потому что надо. Потому что надо, чтоб у нас был мир над головой. Мы все уверены, что добьемся своего, и наш мир все равно будет. Россия ж уже с нами. Герои фильма: Монах – заместитель командира I славянской бригады Яман – доброволец Большой – доброволец, повар Юг – доброволец Хитрый – доброволец, старший водитель батальона Фрезер – доброволец Лимон – доброволец Шарло – мобилизованный Макс – военнослужащий, командир штурмового батальона Белый – доброволец Ласк – мобилизованный Москва – военнослужащий, командир минометного расчета и другие Производитель: ООО «Смикмедиа» Продюсеры: Сергей Максимкин Андрей Цвинтарный Елена Левина  Автор: Дмитрий Задорожный Режиссер: Дарел Гоможа Редактор: Мария Шматкова

Длительность: 51:42

Дата публикации: 5 февраля 2023

1:06:54

"Все бриллианты короля комедии". Документальный фильм к 100-летию великого режиссера Леонида Гайдая

Фильмы Леонида Гайдая не просто вошли в золотой фонд советского кино, они вошли сердца миллионов зрителей и останутся там навсегда. Казалось бы, известны все факты о съемках его блистательных картин. Но все ли из этого правда? За прошедшие годы истории создания фильмов Леонида Иовича обросли такими легендами, что сам Гайдай очень удивился бы, услышав их. Авторы фильма решили разобраться, что в рассказах об этих знаменитых картинах и о самом Гайдае правда, а что миф. И рассказать, как на самом деле все создавалось. По одной из легенд актеры «Кавказской пленницы» получали от Гайдая вознаграждение за импровизации. Чуть ли не на съемочной площадке висело объявление от режиссера: тому, кто предложит интересный трюк для комедии, будет приз – бyтылкa шaмпaнcкoгo! В итоге Юрию Никулину якобы удалось заработать целых 24 бутылки. Евгению Моргунову – 18. А Георгию Вицину – 2. Но Оксана Гайдай развенчала этот миф. Оказалось, эту байку сочинил Юрий Никулин в одном из своих интервью. Когда Гайдай спросил его, зачем он это сделал, Никулин простодушно ответил: «Так же веселее!». А помните набор непереводимых слов и идиоматических выражений, которыми обмениваются контрабандисты в фильме «Бриллиантовая рука»? Там проскакивает слово «мордюк». Считается, что его Гайдай вставил в диалог накануне съемок, поссорившись с Нонной Мордюковой. Но дочь режиссера уверяет – накануне Гайдай ничего не делал, все было подготовлено заранее. И каждое слово в сценарии было написано задолго до съемок! Но все же в эпизоде с контрабандистами импровизация присутствовала. Изначально в сценарии у героя, которого сыграл Леонид Каневский, было всего две-три фразы. Он подумал: «А чего это я так мало буду на экране?» И сочинил себе текст побольше. В новом тексте была фраза, которая имела самое прямое отношение к личной жизни Леонида Каневского – «березина куманит». Так актер «увековечил» фамилию своей будущей жены, ее звали Анна Березина. Фильм также расскажет о том, настоящий или бутафорский крюк ударил по голове героя Никулина в финале «Бриллиантовой руки», заменял или нет Анатолия Папанова дублер в «обнаженных» кадрах подводного плавания той же картины, и какого актера ошибочно принимают за Леонида Гайдая в фильме «Операция «Ы»? В трудные минуты режиссера всегда поддерживала жена. С Ниной Гребешковой они прожили 40 лет. Это по профессии она была актрисой, а по призванию – музой режиссера Леонида Гайдая, его поддержкой и опорой. Свадьбу они сыграли 1 ноября 1953 года. Дома, в кругу близких родственников и однокурсников. Кстати, именно со свадьбой Гайдая и Гребешковой связан еще один миф. Считается, что именно со свадебной фотокарточки взяли реальную фотографию Гребешковой в фате и совместили ее с фотографией ее экранного мужа – Юрия Никулина – для картины «Бриллиантовая рука». В действительности, Нина фату первый раз надела как раз ради этой картины. Свадебное фото с Никулиным было сделано специально для фильма. А на свадьбе у Гайдая и Гребешковой не было ни фаты, ни фотографа. Поэтому и свадебных фотографий не было. Но это совсем не помешало их будущему семейному счастью. Через три года после свадьбы у Леонида Гайдая и Нины Гребешковой родилась единственная дочь Оксана. А еще через четыре года Гайдай снял свое первое кино, которое ждал огромный успех – короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс». Всего Леонид Гайдай снял 32 фильма и все они вызывают улыбку у зрителей. Но у коллег поначалу была несколько иная реакция на его картины. Они считали фильмы режиссера легкомысленным развлечением. Однажды Нина Гребешкова услышала, как два киношника обсуждали ее мужа: «Вот взять Гайдая. То, что снимает – это же вообще не искусство...». Тогда Нина Павловна почувствовала острую обиду за мужа. А еще ей было обидно, что сам Гайдай искренне не замечал, что его недооценивают. Только спустя годы она поняла, что ее муж все прекрасно видел и чувствовал, а не реагировал потому, что никому не позволял портить себе жизнь: ни начальству, ни дуракам-коллегам. В начале девяностых годов, когда во всей стране наступил кризис, Леонид Гайдай снял два своих последних фильма – «Частный детектив, Или операция «Кооперация»» и «На Дерибасовской хорошая погода, Или на Брайтон-Бич опять идут дожди». Критика довольно холодно приняла его последние фильмы. Но Леонид Гайдай не хотел останавливаться и решил вдруг снять трагическое кино на основе современной жизни. Сел писать сценарий вместе с драматургами Ининым и Воловичем. Закончили тем, что все главные герои погибают. Сценарий Гайдай принес жене. Она стала его отговаривать: «Это не гайдаевский фильм, это не твой конец! Ты сам много раз говорил, у людей такая жизнь тяжелая, пусть хоть два часа посмеются! А теперь разве легкая жизнь?» В итоге Гайдай передумал. Под конец жизни он решил снять классику – фильм по роману «Идиот» Достоевского. Однако попробовать себя в новом жанре так и не успел. 19 ноября 1993 года великого режиссера не стало. Леонид Гайдай умер в одно мгновенье на руках жены. Тромб в легком перекрыл артерию. Но для всех Леонид Гайдай жив и всегда будет жить в своих картинах. И никакие мифы не способны лишить его комедии популярности и зрительской любви. Он видел смешное там, где большинство из нас его не замечают. И остался в памяти людей режиссером, после картин которого хочется жить и радоваться жизни.  В фильме принимают участие: Нина Гребешкова — актриса, жена (архив) Оксана Гайдай — дочь Ольга Худякова — внучка Александр Зацепин — композитор Нина Маслова — актриса Николай Гаро — кинопродюсер Аркадий Инин — сценарист Леонид Каневский, актер Светлана Аманова — актриса Максим Никулин — сын Юрия Никулина Владимир Цукерман — директор Музея трёх актеров Александр Шпагин — киновед Давид Шнейдеров — киножурналист

Длительность: 1:06:54

Дата публикации: 4 февраля 2023

59:27

"Ладога. Нити жизни". Документальный фильм к 80-летию прорыва блокады Ленинграда

Пять нитей жизни — это пять ниток электрического кабеля, которые были протянуты по дну Ладожского озера в 1942 году. Этот кабель стал спасением блокадного Ленинграда в годы войны, но лишь немногие знали, каких усилий стоило его проложить.  Советские энергетики совершили невозможное и провернули рискованную операцию прямо под носом у немцев. И сегодня мы можем восстановить события тех лет буквально по минутам. Фильм основан на подлинном дневнике инженера Никодима Туманова, одного из главных участников операции на Ладоге. Автор сценария — Анастасия Зацепина Режиссер-постановщик — Ирина Лосева Продюсеры — Арман Ордян, Наталья Нарышкина

Длительность: 59:27

Дата публикации: 21 января 2023

1:02:30

"Главная роль его жизни". Документальный фильм к 100-летию Евгения Весника

Комедийный актер, весельчак и шутник, автор и собиратель киношных и театральных баек. Большинство зрителей знают его именно таким. Мы же расскажем о другом Веснике, малоизвестном. Фронтовик, закончивший войну в Кенигсберге; писатель и режиссер; правдоруб, никогда не боявшийся начальства; сын репрессированных родителей, сделавший звездную карьеру несмотря на ярлык «политически неблагонадежного». Все это тоже наш герой. Он лишился родителей в 14 лет. Отца, друга Орджоникидзе и первого директора Криворожского металлургического завода, расстреляли в 1937 году. Маму сослали на 18 лет в лагерь в Казахстан. За Женей тоже пришли вооруженные люди – сотрудники НКВД. Дали десять минут на сборы и усадили в кузов грузовой машины, который был уже переполнен такими же перепуганными мальчишками. Скорее всего, его ждал детский дом для детей «врагов народа». Но по дороге туда ему удалось сбежать. Старший сын Весника Евгений показал съемочной группе маршрут, по которому следовал грузовик: «Когда он поворачивал направо около Донского монастыря, боец с винтовкой отвлекся на этот поворот и папа перепрыгнул через борт и убежал, а дети, которые там сидели вместе с ним, они промолчали, чем они, может быть, спасли ему жизнь». И таких судьбоносных моментов в жизни Весника было очень много. Одним из самых серьезных испытаний стала Великая Отечественная. Его призвали ровно через год после начала войны – 22 июня 42-го года, когда он учился в Щепкинском училище. 19-летний Женя ускоренно окончил курсы артиллериста и отправился на фронт. Сегодня вдова Весника Нонна Гавриловна особо бережно хранит его парадный китель, увешанный боевыми орденами и медалями. Зрители узнают, за что Евгений Яковлевич получил две медали «За Отвагу» и почему, несмотря на доблестную службу, закончил войну лишь в звании гвардии лейтенанта. Сын Весника Евгений вспоминает, каким грустным оказалось возвращение отца с фронта: «Он пришел, сел на лавочку и нервно курил. Так его увидела соседка-школьница. А нервничал он потому, что дома его никто не ждал. Отец неизвестно что и где, мать в Акмолинских лагерях. И не мог подняться домой. Эта школьница даже сама заплакала». Арест родителей, годы беспризорной жизни, затем война… Все это сформировало характер нашего героя. Очень непростой, жесткий характер. Он часто конфликтовал с людьми. Например, когда работал в театре имени Станиславского, то крупно поссорился с его директором. И так всю жизнь: то судьба испытывала Весника, то он испытывал судьбу. Но однажды она его щедро одарила – послала ему настоящего ангела-хранителя. Именно так называл Весник свою супругу Нонну, с которой они прожили 42 года. Он часто ради шутки надевал на нее свой военный китель и, взяв под козырек, отдавал ей честь. «Когда спрашивали, кто из вас в семье главный, он всегда отвечал: «Конечно, жена. Она начальник штаба. Она меня опеленала, окутала, и мне в этой паутине очень нравится быть», – улыбаясь, вспоминает Нонна Гавриловна. Встреча с Нонной разделила жизнь Весника на до и после. Но о том, что было «до» мы тоже обязательно расскажем. В холостяках Весник никогда не ходил – только официально он был женат четыре раза. «Нет какого-то принципа, по которому он выбирал своих жен, – вспоминала актриса Ольга Аросева. – Он остался один – и сразу жениться». Из ее архивного интервью зрители узнают, как расстроилась свадьба Весника с известной актрисой цыганского театра «Ромэн» Лялей Черной. Мало кто знает, что Весник был еще и писателем. В перестроечные 90-е он добровольно ушел из Малого театра, где прослужил почти тридцать лет. Но без работы актер не остался. Он начал писать небольшие рассказы, мемуары, пьесы. В итоге все это оформилось в 19 прекрасных книг. Друг семьи Максим Аверин, по-актерски, с присущим ему обаянием, зачитал самые интересные фрагменты из воспоминаний Весника. Это и курьезные истории, и самые трагические эпизоды в судьбе артиста. Веснику редко доставались главные роли, но даже небольшие сцены с его участием запоминались. Ведь он превращал их в маленькие шедевры – особым выговором, походкой, мимикой, жестами. Актер Дмитрий Харатьян вместе со зрителями посмотрит самые яркие кинофрагменты с участием Евгения Весника. Чью походку и манеру речи скопировал Весник для роли учителя математики в «Приключениях Электроника»? Почему он отказался от роли Генриха Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны»? А еще надо быть очень внимательным, чтобы увидеть «киноляп» в легендарном фильме «Офицеры», где Весник сыграл фельдшера. О том, каким Весник был в кадре и за кадром, рассказали его коллеги: Геннадий Хазанов, Александр Олешко и Юрий Соломин. Автор и руководитель проекта: Валентина Пиманова Автор сценария: Елена Гребенькова Режиссер: Алексей Киселев Продюсеры: Дарья Пиманова, Людмила Снигирева, Олег Вольнов

Длительность: 1:02:30

Дата публикации: 15 января 2023

59:25

Памяти Инны Чуриковой. Документальный фильм

Народная артистка СССР Инна Чурикова скончалась на 80-м году жизни. Актриса снялась более чем в 40 фильмах, в том числе в картинах «Я шагаю по Москве», «Морозко», «Стряпуха», «Старшая сестра», «Начало», «Неуловимые мстители», «Тот самый Мюнхгаузен», «Тема», «Васса», «Военно-полевой роман», «Мать», «Курьер», «Ребро Адама», «Курочка Ряба», «Ширли-мырли», «Идиот», «Московская сага», «В круге первом» и др. За многие театральные и киноработы Чурикова отмечена государственными и общественными наградами, премиями и призами. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Длительность: 59:25

Дата публикации: 14 января 2023

56:09

"Валерий Харламов. На высокой скорости". Документальный фильм к 75-летию Легенды №17

«Он понимал, что остановить его невозможно и как ветер уходил от любых защитников», — вспоминает с восторгом о своем старшем товарище Вячеслав Фетисов. «Он великий, потому что его действия предсказать было невозможно», — объясняет Владислав Третьяк. Харламов штамповал шедевры, обыгрывая на небольшом участке поля сразу нескольких соперников. Он забросил десятки шайб, ставшие классикой мирового хоккея. Причем забивал не аутсайдерам, а лучшим сборным и клубам мира. Болельщики любили его за чувства восторга, которое он доставлял своей игрой. А друзья по команде – за душевное тепло и открытость, которыми с удовольствием делился. Удивительно, но самым техничным мастером в истории зимнего хоккея стал человек, кровь которого на 50% испанская. Мама Харламова – Кармен Арриве Абад ( по- домашнему — Бегония) была вывезена в СССР из Бильбао в 1937 году во время гражданской войны в Испании. «Мать» — так ее называли и продолжают называть друзья Харламовых. «Для меня как вторая мать она была, приходишь домой к ним, ну, как в родной дом», — рассказывает в интервью Александр Мальцев. Небольшая двухкомнатная квартира Харламовых постоянно была полна хоккейных гостей. Любопытная история, как Харламов попал в хоккей: в 13 лет одним из осложнений тяжелой ангины стал паралич, у Валеры не работали рука и нога. Он провел несколько месяцев в больницах и санаториях, когда его выпустили — врачи категорически запретили даже уроки физкультуры. Но кто их слушает в 13 лет?! Валера втайне от родителей записался в спортшколу ЦСКА и через полгода на контрольном осмотре врачи с удивлением констатировали: никаких последствий от перенесенного заболевания не осталось – спорт помог. Создатели фильма расскажут о ярчайших эпизодах хоккейной истории, в которых Харламов — главный герой. Восемь золотых медалей чемпионатов мира. Две — золотые Олимпийские. И конечно, суперсерии, матчи против профессионалов Канады и США. «Мы летели из Монреаля в Торонто. И вот мы входим в самолет, и все пассажиры встают – начинают нашей сборной хлопать. Как в Большом театре, представляете!», — рассказывает защитник Владимир Лутченко. Громче всех в Канаде аплодировали именно Харламову. В глазах разбирающейся в вопросе североамериканской аудитории Валерий был символом свежего, интеллектуального хоккея. Потому что он не просто забивал, а решал эпизоды красиво, по-эстетски. «Я не скажу, что они были растеряны, но они были очень удивлены, как же так, какой-то парень из России их так обыгрывает!», — это слова капитана команды и друга Харламова Бориса Михайлова. Также речь пойдет о двух авариях Валерия Харламова. До трагедии августа 1981 года произошло серьезное ДТП — в мае 1976. Врачи говорили, что Валерий будет ходить с палочкой. А он не просто вернулся в хоккей, а снова поднялся на мировой уровень. Зрители узнают, какой ценой ему это далось, и какую роль в его восстановлении сыграли ближайшие друзья и партнеры по команде. Август 1981. Тренерский штаб сборной не включил Харламова в состав. Команда отправилась за океан на Кубок Канады и выдала, возможно, лучший турнир в своей истории. А Валерий остался в Москве и погиб в автокатастрофе. Авторы фильма попытаются разобраться, почему же все-таки Харламова не взяли в сборную. В фильме снимались: родная сестра, сын и дочь Валерия Харламова. Его друзья и партнеры по сборной СССР: Александр Мальцев, Борис Михайлов, Вячеслав Фетисов, Владислав Третьяк, Игорь Ларионов, Владимир Лутченко и другие.

Длительность: 56:09

Дата публикации: 13 января 2023

 
Время
6+
Время
Среди калейдоскопического вихря телепередач программа «Время» — что-то вроде египетских пирамид, она такая же вечная и основательная. Что бы ни происходило в стране и в мире, ровно в 21.00 на «Первом канале» — программа «Время».
Подробнее
Поле чудес
16+
Поле чудес
Капитал-шоу «Поле чудес» в эфире «Первого канала» с 1990 года, и с тех пор пользуется неизменной любовью телезрителей, став поистине народной программой.
Подробнее
Играй, гармонь любимая!
12+
Играй, гармонь любимая!
Программа посвящена самобытным музыкальным талантам России.
Подробнее
Часовой
12+
Часовой
Еженедельная познавательно-развлекательная программа об армии — «Часовой»!
Подробнее
Мужское / Женское
16+
Мужское / Женское
Проект, задача которого попытаться помочь людям разобраться в непростых жизненных ситуациях и отношениях. Ведущие — Александр Гордон и Юлия Барановская.
Подробнее