Документальный фильм Анастасия. Ангел русской эскадры
Документальный фильмЭтот фильм рассказывает об удивительной русской женщине Анастасии Ширинской-Манштейн. Маленькой девочкой она покинула Россию и почти всю жизнь прожила в эмиграции, в Тунисе.
Осенью 1920 года, после ожесточенных боев части Красной Армии взяли Перекоп. В Крыму, который оставался одним из последних оплотов Белого движения в России, объявили эвакуацию… 130 судов, среди которых были корабли Императорской Черноморской эскадры, пассажирские, ледокольные, грузовые, буксирные и другие суда, ушли из Крыма. На их борту в Константинополь отправилось почти 150 000 человек.
Большинство гражданских беженцев и военных частей осталось в Турции, Сербии и Болгарии.
23 декабря 1920 года к берегам северной Африки, в тунисский порт Бизерта вошли 33 русских корабля. Вместе с военными моряками прибыли и их семьи. Среди них была восьмилетняя дочь командира эскадренного миноносца «Жаркий» Анастасия.
Свидетель и летописец отшумевшей эпохи, Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн все прекрасно помнит…
Живы воспоминания о громоздком и старом броненосце «Георгий Победоносец», на котором месяцами и годами жили семьи моряков. На Пасху от него пахло куличами… На батарейной палубе в адмиральских каютах была открыта школа, учителями в которой трудились адмиралы и офицеры Императорского флота. Арифметику малышам преподавал генерал, в свое время читавший алгебру и астрономию в Морском корпусе.
Анастасия помнит, как дети, будто воробьи усеявшие мачты, часами просиживали там, неотрывно глядя в открытое море… в надежде на что-то… на что именно, они и сами не знали.
Она часто дралась с одним мальчиком, обижавшим ее младших сестер. И каждый раз из каюты выскакивала его разъяренная матушка и бранила Анастасию «большевичкой»… А много лет спустя эта почти уже лишившаяся рассудка старуха, угасая на смертном одре и сжимая руку склонившейся над ней Анастасии, прошептала: «Ты приехала ко мне из Севастополя? Если бы ты знала, как мне туда хочется…»
Анастасия помнит, как однажды эмигрантская тоска и беспросветная жизнь толкнула нескольких офицеров на отчаянный поступок: они открыли кингстоны и затопили канонерскую лодку «Грозный» из состава эскадры, а сами в попытке свести счеты с жизнью вскрыли себе вены.
Она помнит, какие бедствия и нищета обрушились на списанные на берег экипажи русских кораблей. Не имея гражданства, моряки работали землемерами, строили дороги, прошагали тунисскую землю вдоль и поперек. Тем, кто умолял дать ему работу в море, хотя бы на рыболовецких шхунах, власти неизменно отказывали.
Контр-адмирал Беренс строчил на швейной машинке дамские сумочки, но отказался принять французское подданство. Мать Анастасии говорила: «Мне не стыдно идти в чужой дом работать прислугой, лишь бы мои дети могли учиться». Девочка отлично помнит, как вечерами мать стирала белье в огромном чане, в ледяной воде, напевая: «Эх ты Русь моя, Русь Державная, моя Родина Православная». И каждый Новый год моряки поднимали бокалы с неизменным тостом: «В этом году будем в России». С этой надеждой жили и с ней умирали.
На вратах русского Храма в Бизерте выбита надпись: «Блаженни изгнанные правды ради… яко тех есть царствие небесное». Его построили на пожертвования сами моряки. И все в нем — от строительных работ до иконописи — делали своими руками. В Храме — мраморная плита, на которой высечены имена кораблей, пришедших в 1920-м в Бизерту.
Еще 20 лет назад Анастасии трудно было бы поверить в то, что в конечном итоге все-таки случилось. В Бизерту вновь заходят корабли под русским Андреевским флагом. И она видит их. Почетный караул под звуки духового оркестра печатает шаг к могиле моряков той Русской эскадры. И Анастасия — самый дорогой гость на судах Российского Военно-Морского флота, бросивших якорь в Тунисе. Она — живая память, связующая нить между двумя эпохами.
Во время работы над фильмом его авторы спросили Анастасию Александровну: что бы она хотела передать россиянам? И та ответила: «Никогда нельзя терять надежду!»